top-shop.ru
Wella SP Шампунь
ВОТ они. то коричневые, то буро-желтые, то черные кусочки железной руды. Изборожденные пустотами, рыхлые и ломкие, как не похожи они на темно-серые плотные и твердые куски металла!

...Поезд останавливается на рудном дворе. Опрокидываются вагоны, в траншею вываливаются десятки тонн руды. Громадный передвижной стальной мост подкатывает к траншее. С моста свисает грейфер — раскрывающийся ковш грузоподъемного крана. Этот огромный черпак быстро опускается, захватывает 15-тонную «горсть» руды и вдоль моста откатывается обратно. Половинки грейфера слегка раздвинуты, и через щель равномерным слоем сыплется руда. Затем операция повторяется. И так слой за слоем.

Забирает же руду другой грейферный кран, движущийся поперек этих слоев. Он переносит руду к бункерной эстакаде, откуда руда поступает на подъемник и направляется к домне. На ту же эстакаду привозят кокс — специально приготовленное для доменной плавки топливо. Каменный уголь не подходит для этой цели. Топливо здесь должно быть, с одной стороны, крепким, чтобы выдерживать огромный вес лежащих на нем материалов, но в то же время должно быть и пористым, чтобы пропускать газы, поднимающиеся вверх по домне. Именно этим требованиям отвечает кокс — даже сгорая, он не - разрушается, оставаясь в то же время пористым. Получают кокс при нагревании каменного угля без доступа воздуха при температуре 900—1000°.

Руда и кокс — этого еще недостаточно для выплавки чугуна. Ведь руда содержит и пустую породу, то есть ту часть, которая в данном случае не имеет практической ценности. В состав пустой породы входит окись кремния (кремнезем), окись алюминия (глинозем), окись кальция, окись магния. Плавится пустая порода при более высокой температуре, чем требуется для расплавления железа.
Чертеж доменной печи и его описание.
Чертеж домны и описание ее работы.
Схема работы доменной печи.

Чтобы избавиться от пустой породы, прибегают к флюсам (или, как еще говорят, плавням) — веществам, которые во время плавления образуют в соединении с пустой породой и золой легкоплавкие сплавы. Так, в смесь материалов, загружаемых в домну, добавляют известняк. Эта горная порода, нагреваясь, разлагается на углекислый газ и известь. Известь же, соединяясь с окислами пустой породы и золой, образует так называемые шлаки — легкоплавкие побочные продукты, которые отделяются от чугуна.

И еще один материал необходим домне: кислород воздуха, без которого невозможно горение. В нижнюю часть домны, в горн, через фурмы — металлические, с двойными стенами трубы — вдувается воздух. Каждые сутки в печь пропускают четыре с половиной миллиона кубических метров воздуха (пять с половиной тысяч тонн).

Рядом с домной стоит целая «фабрике воздуха» — многоэтажный корпус с котельной, турбинами, компрессорами и другими машинами. Прежде чем попасть в печь, воздух проходит через специальные нагреватели (кау-перы) — стальные башни, внутри которых из огнеупорного кирпича выложены узкие продольные отсеки. Возле домны стоят три-четыре такие башни, действующие попеременно: то нагреваются дожиганием а них отведенного из домны газа, то пропускают воздух, отдавая ему тепло.

Непреложный закон металлургии гласит: в каждой порции руды, закладываемой в печь, должно быть примерно одинаковое количество железа. На рудный двор поступает рудь разных сортов, с большим или меньшим содержанием железа. Мы видели выше, как с помощью грейферных кранов (один рассыпает слоями, другой забирает руду поперек этих слоев) добиваются однородной смеси. Но прежде чем ее отправить в огнедышащую пасть домны, эту смесь засыпают в курсирующий под эстакадой вагон-весы. Машинист вагона следит за стрелкой, ползущей по циферблату. Вот она коснулась деления «15». Довольно — порция в 15 т набрана. Машинист закрывает бункер.Рельсовый путь ведет к скиповой яме, откуда к вершине домны тянется наклонный мост, по которому снуют два скипа — саморазгружающиеся вагонетки. Сюда, в эту вагонетку, и высыпает свой груз вагон-весы. Нагруженный скип идет вверх. Невстречу же ему спускается другой, только что опорожненный.

Каждые пять-шесть минут отвешенные порции «корма» поступают в загрузочное устройство домны — колошник. Чтобы из домны не улетучивались газы, большая часть которых может быть использована в качестве горючего, колошники делаются наподобие тамбура, с двумя дверями: в то время как одна из них открыта, другая закрыта.

Кокс, руда и известняк засыпаются в домну слоями. В последнее время мелкораздробленную руду с добавками известняка все чаще спекают в куски, называемые офлюсованным агломератом. Применение офлюсованного агломерата вместо руды ускоряет процесс выплавки чугуна. Такой способ, впервые в мире примененный на Магнитогорском комбинате, успешно распространяется в нашей стране. В процессе плавки слои оседают, опускаются вниз, последовательно проходя различные температурные зоны. В самой верхней — возле колошника — материалы начинают нагреваться, сохнут. Температура здесь — 150—200°.

Несколько ниже, там, где температура достигает 450°, начинается освобождение железа от кислорода. В зоне с температурой выше 900° происходит науглероживание железа. Образуется сплав железа с углеродом, то есть чугун, который плавится при температуре 1140°. Тяжелые капли его стекают на дно домны. Туда же стекает и расплавленный шлак. Две жидкости разделяются по удельному весу. Первым выпускается шлак через специальный канал («шлаковую летку»). Запирается этот канал металлической пробкой.

Через другой канал («чугунную летку») выпускают чугун. Затем, выстреливая глиной из пневматической пушки, забивают отверстие летки.