top-shop.ru
Комплект из 2
Простой опыт с моделькой для датчикацентробежного регулятора.
Модель демонстрирует, как был устроен регулятор скорости Джеймса Уатта. Английский изобретатель взял два тяжелых металлических шара, прикрепил их к двум стержням, а стержни за концы подвесил к оси, вращавшейся от паровой машины.Волчок - регулятор скорости.

Получилось чтото вроде маленькой карусели. Уатт соединил ее рычагами с паровым клапаном. Когда ход машины ускорялся, шары от быстрого вращения расходились в стороны и тянули за собой рычаги. Паровой клапан прикрывался. Пара в цилиндр машины начинало поступать меньше, и скорость ее восстанавливалась. Если же ход машины уменьшался — все происходило наоборот.

Cделаем маленькую модельку регулятора Уатта (рисунок). Точнее, модель самого датчика, так как ни паровой машины, ни парового клапана у нас не будет. Вырезают из картона кружок диаметром миллиметров 70. Точно в центре его прокалыват отверстие и вставляют туда заостренную спичку. Получится самый обыкновенный волчок. Модель центробежного регулятора.

Берут бумажную полоску длиной 70 и шириной 6-7 миллиметров. Перегибают ее пополам и привязывают ниткой к оси волчка. К концам полоски прилепляют по небольшому кусочку пластилина. Вот и весь датчик.

Закрути волчок посильнее, и концы бумажной полоски вместе с пластилиновыми грузиками (они у нас выполняют роль шаров) немедленно разойдутся в стороны. Сила, которая их разводит, в физике называется центробежной, поскольку заставляет грузики «убегать» от центра, от оси. Она возникает при быстром вращении. Эта сила разводила в стороны и шары в регуляторе Уатта. Вот почему его регулятор также называли и называют центробежным регулятором.

Давным-давно сошли со сцены паровые машины. Они теперь почти не применяются, а регулятор, изобретенный около двух веков назад, по-прежнему в строю. Только теперь он используется для управления другими машинами — паровыми и газовыми турбинами, моторами автомобилей и тепловозов. Он стал куда сложнее, чем старый, уаттовский, но датчик в нем тот же самый — центробежный.