top-shop.ru
Набор акриловых красок
В больших помещениях и на отнрытых концертных площадках сила звучания щипковых музыкальных инструментов часто оказывается явно недостаточной. Приходится прибегать к электроакустическому усилению их, применять специальные звукосниматели, которые крепятся непосредственно на инструменте, как бы заменяют собой микрофон. В отличие от микрофона звукосниматель усиливает только звуки инструмента, не воспринимая посторонних шумов.

Звукосниматель превращает механические колебания струн или корпуса инструмента в электрические, которые затем усиливаются обычным усилителем и воспроизводятся громкоговорителем. Инструменты, на которые ставят звукосниматель, могут быть как обычными, тан и «немыми». В первом случае к естественной громкости самого инструмента добавляется дополнительная громкость, необходимая для полного обслуживания данного помещения. Во птором случае сам инструмент без звукоснимателя почти не звучит. Дека может отсутствовать, а форма и размер корпуса определяются лишь удобством игры на инструменте.

На рисунке 1 даны размеры корпуса (в сантиметрах) «немой» гавайской гитары. Верхняя дека сделана из толстого дерева. Гриф гитары делают специально или берут его от любой гитары. Важно лишь чтобы расстояние от верхнего порожка до 12-го лада было равно расстоянию от 12-го лада до подставки. В верхней деке на расстоянии 10—15 мм от подставки делают вырез, в который снизу вставляют звукосниматель, подбирая необходимый зазор между струнами и башмачками. Подставку и звукосниматель нужно закрыть какой-либо накладкой. Звукосниматель для «немых»
Корпус самодельной гавайской гитары. инструментов следует делать только электромагнитный. Он может быть довольно больших размеров, что позволит увеличить его чувствительность. На рисунке 2 изображен электромагнитный звукосниматель, предназначенный для «немой» гитары. В данной конструкции использован прямоугольный магнит 1 от динамика старого типа «Д-2».

На одном из полюсов находится железная планка 2, к которой припаяны башмачки 6 по числу струи на инструменте), на которые надеты обычные телефонные (низкоомные) катушки 5, соединенные между собой последовательно. Магнит зажимается болтами 4 между двумя планками 2 и 3, На деку «немого» инструмента могут быть выведены ручки управления (громкость, тембр). Очень эффектное звучание можно получить, применив для регулировки громкости и отсекания начала звука ножную педаль. Она представляет собой переменное сопротивление, находящееся в отдельном ящичке.

Самодельный звукосниматель для гитары. Электромагнитный звукосниматель.
Величина этого сопротивления регулируется нажимом ноги исполнителя на педаль. Такую педаль можно включить в схему вместо регулятора громкости h. В момент щипка педаль закорачивает вход усилителя. Затем вводится педаль, и звук мягко и плавно нарастает. Получается звучание органного типа. Действуя ножной педалью совместно с регулятором тембра, можно получить новые интересные звучания. Одна ко, используя эту новую оираску, исполнитель должен обладать хорошим вкусом и чувством меры, чтобы не исказить замысел композитора и не перейти предусмотренные границы стиля и жанра произведения.

Существуют конструкции,' в которых усилитель и громкоговоритель находятся внутри инструмента. Динамик крепится снизу к верхней деке, причем она должна быть значительно толще обычной. Преимущество такой конструкции заключается в простоте и удобстве эксплуатации. Некоторым недостатком является близкое расположение громкоговорителя и звукоснимателя, вследствие чего при значительном усилении в динамике раздается свист — возникает так называемый «микрофонный эффект», •

Для таких инструментов, как балалайка, домра или гитара (где имеется достаточно высокая подставка), электромагнитный звукосниматель удобнее всего ирепить непосредственно к подставке. На рисунке 3 показан электромагнитный звукосниматель для балалайки или домры. На рисунке 4 — звукосниматель для гитары и его разрез.
Магнит для такого звукоснимателя можно использовать от электромагнитных наушников типа «ТА-4», «Октава» или «ТОН-1». В этих наушниках магнит очень хорошего качества, имеет прямоугольную форму и не велик по размерам. Магнит с наконечниками и катушками запрессован в очень твердой массе, поэтому освобождать их нужно с большой осторожностью.

Если высота подставки и расстояние между струнами позволяют использовать магнитную систему наушников целиком, то соединяют несколько систем (по числу струи на инструменте) вместе общими планками. В тех случаях, когда высота подставки не позволяет поместить всю систему под струнами, необходимо снять натушки и спилить железные на конеч-иики. Останется один прямоугольный магнит, длина которого равна 14 мм. Для того чтобы сделать звукосниматель для балалайки или домры, достаточно двух таких магнитов. Для гитары потребуется четыре-пять.

По размеру двух соединенных в длину магнитов, освобожденных от массы и со спиленными железными наконечниками, делается деревянная болванка с отверстием в середине. Это нужно для того, чтобы можно было эту болванку приспособить к намоточному станку (в крайнем случае можно использовать ручную дрель). Затем из тонкого картона вырезается полоска по длине всей болванки и концы ее склеиваются, но только так, чтобы она не приклеилась к болванке.

Крепление электромагнитного звукоснимателя.

Самодельная электрическая гитара.
На этот каркас наклеивается полотняная калька или тонкая, но достаточно плотная бумага. На углах она разрезается* Эта бумага будет служить щечками катушки. Болванка с бумажными щечками приспосабливается на намоточном станке, и на нее сматывается провод от двух телефонных катушек (2 000—2 200 ом).

Выводы от обмотки желательно делать литцендратом— тонким многожильным проводом. После того как катушки намотаны, бумажные щечкн накладываются на обмотку и п ронлеиваются. Затем вынимается деревянная болванка и вместо нее в готовую катушку вставляются магниты.

Необходимо помнить, что магниты должны выходить из катушки одноименными полюсами. Магниты с катушкой зажимаются между двумя железными планками, которые и будут полюсами магнита, над которыми должны колебаться стальные струны» Для снятия колебаний с деки инструмента как с жильными или капроновыми струнами, так и со стальными проще всего использовать пьезоэлектрический звукосниматель. Он обладает большой чувствительностью и прост в изготовлении. Для таких инструментов, как, например, балалайка или домра, проще и удобнее звукосниматель укрепить под подставкой. Для этого в подставке делается вырез по размерам собранного звукоснимателя так, чтобы он плотно прижимался к деке. Но в большинстве случаев место крепления звукоснимателя определяется практическим путем, так как здесь имеет большое значение качество самого инструмента и вкус исполнителя*

В нашей конструкции использован пьезоэлемент от граммофонного звукоснимателя. Как крепление, так и сборку звукоснимателя следует производить с большой осторожностью, ибо пьезоэлемент очень хрупок. Устройство его показано на рисунке 5. Из тонкого (1 — 2 мм) текстолита» гетинакса или другой твердой пластмассы вырезаются две пластинки размером 50X20 мм. К одному краю пластинки ; приклеивается кусочек из того же материала 4 по Ширине пьезоэлемента 5, Конец пьезоэлемента, противоположный выводам, приклеивается клеем БФ-2 к этому кусочку.

Затем из толстого картона вырезается рамка У. толщина которой подбирается практически, и приклеивается и пластинке так, чтобы пьезоэлемент не касался ее. В картонную рамку заделываются выводы из толстой медной проволоки или тонкой листовой латуни, к которым припаиваются выводы от пьезоэлемента и конец экранированного провода, идущего на вход усилителя. Конец элемента, на котором находятся выводы можно зажать между доумя прокладнами из мягкой резины (толщина их подбирается практически). Сверху накладывается и приклеивается к самке вторая пластинка Зл и сборка звукоснимателя ?а кончена. Такой звукосниматель можно подключить к адаптерному входу радиоприемника, тогда как для электромагнитного требуется специальный (не менее 3 ламп) усилитель. Схема такого усилителя приведена на рисунке 6. Силовой трансформатор ( Трл) для выпрямителя можно использовать готовый, например от радиолы «Рекорд», радиоприемника «АРЗ*. На эстраде усилитель такого типа обычно ставят рядом с исполнителем, чтобы в зрительном зале не создавалось впечатления двойного звучания*
Ламповый усилитель для электрической гитары.